Цель: ознакомить учащихся с понятием «тематическая группа слов»; учить находить слова одной тематический группы и определять общее лексическое значение такой группы; работать над развитием и культурой речи.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
Речевая разминка.
Чтение скороговорок.
* * *
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
* * *
Валерий кавалерию
Раскрасил акварелью.
Карьером кавалерия
Скачет у Валерия.
Валерий кавалерию
Раскрасил акварелью.
Карьером кавалерия
Скачет у Валерия.
Проверка выполнения домашнего задания.
Вводно-мотивационный этап.
Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели урока.
Операционно-познавательный этап.
1. Наблюдение над языковым материалом.
– Прочитайте слова, записанные на доске, ответьте на вопросы.
Обложка, корешок, титульный лист, заглавие, подзаголовок, глава, раздел, иллюстрация, оглавление, издательство, автор, редактор, шрифт, типография, библиотека.
2. Пояснение учителя.
Лексическое значение слова раскрывает свойства, которые отличают название предметов, действий, признаков друг от друга.
Однако есть в языке слова, объединённые общим смыслом. Например: подниматься, идти, спускаться – общий смысл «движение», отличие – в направлении этого движения; синий, жёлтый, красный – общий смысл «цвет»; а отличие в разных оттенках.
3. Письмо.
Списывание слов с доски.
1. Чтение вслух текста упр.25(с.15-16).
Назвать музыкальные инструменты, изображённые на рисунке.
2. Говорение.
Устное высказывание на тему: «Какая музыка мне нравится?» или «Какой вид спорта меня привлекает?»
3. Работа с учебником.
Определить, к какой тематической группе относятся слова:
1-я группа. Упр.26, «Спорт»
2-я группа. Упр.26, «Марки»
3-я группа. Упр.27, «Мебель»
4-я группа. Упр.25, «Музыка»
4. Слушание.
Послушайте текст, выпишите слова и словосочетания, которые можно отнести к тематической группе «Библиотека».
Библиотека в Тригорском
Во время своей Псковской ссылки А.С.Пушкин часто посещал библиотеку в доме у своих друзей в селе Тригорском. Здесь он мог найти книги по истории, художественную литературу, календари, справочники, энциклопедии. Хранились в библиотеке также рукописи и старинные церковные книги. Все они размещались в огромных шкафах. Пушкин делал выписки из книг. Библиотечный зал был любимым местом поэта. Здесь он постоянно работал. В библиотеке Тригорского хранились книги и самого Пушкина с дарственными надписями. он дарил их хозяевам дома. В библиотечных шкафах находились и семейные альбомы. В настоящее время библиотека Тригорского восстановлена. Изготовлены копии библиотечных шкафов. В них заняли свои места книги пушкинской поры.
Сегодня здесь всё так, как было при Пушкине.
(По С.Гейченко)
- Дополнить тематическую группу слов другими словами.
Коррекциоонно-оценочный этап.
1. Игра «Кто больше?»
Записать как можно больше слов на тему: «Осень» или «Лес».
2. «Найди лишнее слово».
Водный, водяной, водитель, наводнение.
Прибрежный, пришкольный, привлекать, приморье.
Загореть, пригореть. Пригорок, разгореться.
3. Чтение молча текста «Полёт шмеля»(упр.28).
Выполнение заданий по тексту(с.19).
Пояснение домашнего задания: упр. 32. Подобрать стихи, прозу об осени.
Оценивание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий