пятница, 12 февраля 2016 г.

Урок РЯ в 5 кл.по теме "Связь слов в предложении" с использованием здоровьесберегающих технологий

Т е м а. Связь слов в предложении. Пересказ текста.  Речевая тема «Зима».
Ц е л ь: углубить знания учащихся о связи слов в предложении; развивать умения пересказывать текст; работать над культурой речи.
О б о р у д о в а н и е: презентация и соответствующее оборудование для её показа, рисунки учащихся и музыка о зиме, снежинки, смайлики, цветовые круги, мягкие игрушки, музыка «Хрустальная грусть».
Т и п  у р о к а: урок усвоения знаний и формирование на их основе новых умений.
О ж и д а е м ы е   р е з у л ь т а т ы: учащиеся
Ø смогут правильно строить предложения, определять в них связь слов;
Ø научатся составлять словосочетания;
Ø усовершенствуют навык выразительного чтения и связного пересказа текста;
Ø выработают орфографическую зоркость;
Ø улучшат речевую культуру и деятельность;
Ø обогатят собственный словарный запас;
Ø оздоровятся.
Х о д   у р о к а
    ЦВЕТОТЕРАПИЯ по М.Люшеру. Выявление психологических потребностей учащихся с помощью цвета:
синий – потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
зелёный – потребность в самоутверждении;
красный – потребность активно действовать и добиваться успеха;
жёлтый – потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.


I. ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ МИНУТКА. Физическая и речевая зарядка.
                        Рано утром все проснулись,
                        Хорошенько потянулись.
                        Спинки дружно все прогнули –
                        Вот и мышцы отдохнули.
                        Нашей матушке-землице
                        В пояс надо поклониться.
                        Повернулись вправо, влево –
                        Стало гибким наше тело.
                        Поднимаемся всё выше –
                        Выше дома, крыши выше.
                        Руки к солнцу потянули,
                        Опустили и встряхнули.
                        Носом воздух мы вдыхаем
                        И на месте пошагаем.
                        Мы размялись хорошо,
                        Завтра повторим ещё.
                        Улыбнёмся мы друг другу
                        И возьмёмся за учёбу!
II. Восприятие учебной информации.
·        Слушание текста «Девочка и метель».
        Над городом низко повисли снеговые тучи. Вечером началась метель. Снег повалил большими хлопьями. Холодный ветер выл, как голодный волк. На конце пустынной и глухой улочки вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с трудом пробиралась по сугробам. Она была худо и бедно одета. Она медленно продвигалась вперёд, валенки свалились с ног и мешали ей идти. На ней было плохое пальтецо с узкими рукавами, а на плечах платок. Вдруг девочка остановилась и, наклонившись, начала что-то искать у себя под ногами. Наконец она стала на корточки и своими посиневшими от холода ручонками стала шарить по сугробу (Из журнала).
·        Вопросы и задания по тексту:
- Какая тема текста?
- Какое время года описано? Назовите ключевые слова, которыми  можно было бы его описать.
(Снеговые тучи, метель, снег, хлопья, сугробы, холод).
 - Как вы думаете, какая речевая тема нашего урока? (Зима)
- Какие чувства вызывает у вас девочка? Передайте свои эмоции с помощью смайликов.
- Запишите предложение. Сделайте его смысловое деление.
На конце / пустынной и глухой улочки /  вдруг показалась / какая-то девочка.
- Назовите подлежащее и сказуемое.
- Попробуйте поставить вопросы к другим словам в предложении.
- Что вы знаете из уроков украинского языка о связи слов в предложении? Как могут связываться слова в предложении?
III. Сообщение темы, цели урока.
IV. Осмысление информации.
1.                Наблюдение над языковым материалом.
СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Слова связываются с помощью вопросов
А) по смыслу: вдруг показалась, бедно одета, продвигалась вперёд;
Б) грамматически (с помощью предлогов и окончаний): ступить в сугроб, вышла на улицу, выгнали из дома, свалилась с ног, спустилась с горы.
2. Работа с учебником.
Чтение теоретического материала (с.54,упражнение 163).
3. Беседа на усвоение полученной информации:
- Что напоминает хорошо построенное предложение?
(Цепочку, звенья которой соединены прочно и надёжно).
- Что нетрудно увидеть в каждом предложении?
(Пары связанных между собой слов).
- Какие слова различаются в паре?
(Главное и зависимое слово).
- Как стоят пары слов в предложении?
(Рядом, на расстоянии, через одно или несколько других слов).
- Отличаются ли правила в русском и украинском языках, по которым связываются слова в предложение?
4. Практическая работа (упражнение 164).
- Спишите предложение. Обозначьте связи слов стрелками.
- Объясните, какие из попарно связанных слов стоят рядом, а какие – на расстоянии друг от друга.
А) Сегодня дедушка пришёл из лесу очень поздно.
- Назовите словосочетание, образованное при помощи предлога (пришёл из лесу).
Б) Снег повалил большими хлопьями.
5. РЕЛАКСАЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Снежинки».
Звучит музыка «Хрустальная грусть».
      Займите удобное положение. Осмотрите всё своё тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и покоя. Закройте глаза.
       Представьте, что вы  попали в волшебный зимний лес. Чудесный, морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы лёгкие, нежные снежинки. Ваши ручки лёгкие-лёгкие – это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже лёгкое-лёгкое, как будто оно снежное. Подул лёгкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вздохом и выдохом вы всё выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, лёгкие снежинки... (пауза – поглаживание детей). Гладит снежинку, ласкает... (имя ребенка). Вам хорошо и приятно. Но вот пришла пора возвращаться домой. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза и улыбнитесь ласковому ветерку и хрупкой снежинке.
- Есть ли вокруг вас снежинки? Откуда и зачем они у нас в классе?
- Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эти белые пушинки?
- Какие ещё символы зимы присутствуют в классе? Назовите их.
- Составьте предложение о зиме. Установите стрелками связь между словами.
5. Выразительное чтение вслух текста «Снежинки» «цепочкой».
      Жили-были снежинки. Родились они в снежном облаке высоко над землёй.
      Все они были похожи друг на друга, как сёстры, но у каждой был свой наряд. Одна была совсем как звёздочка с шестью лучами. Другая напоминала цветок с шестью лепестками. А третья сверкала, как шестигранный драгоценный камешек.
      Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей. Их было так много, что никто не мог сосчитать.
       Земля уже была близко, но ветер не давал снежинкам спокойно опуститься. Он кружил их в воздухе, подбрасывал, заставляя плясать под свою дикую музыку.
       И всё-таки снежинки одна за другой достигали земли. Они словно только и думали о том, как бы поосторожнее опуститься и сохранить в целости свой хрупкий наряд.
       Одни снежинки ложились на сжатое поле, другие находили себе ночлег в лесу – на ветках и под деревьями. Некоторые укладывались на крышах домов.
По Д.Кайгородову
6. КУКЛОТЕРАПИЯ «Перескажу тебе…»
(Учащиеся берут любимую игрушку и пересказывают ей прочитанный текст).
Что вы чувствовали, когда держали любимую игрушку?
Удалось ли вам успокоиться, собраться и лучше пересказать текст?
V. Закрепление изученного материала.
Дети находят в классе карточки с выбранным цветом. КРАСНЫЙ ЦВЕТ
1. а) Выписать из текста упражнения 167 предложение. Установить связь между словами.
В лесу от мороза трещали старые деревья.
Б) Творческое задание «Конструирование»
Из  данных слов составьте предложение.
Устно установите связь между словами.
Снеговые, низко, городом, тучи,  над, повисли.
(Над городом низко повисли снеговые тучи).
В) Творческое задание «Зима глазами учеников моей школы».
Представить и кратко описать картинную галерею учащихся на тему «Зима»:
      Что изображено на рисунках?
      Какой из них вам больше всего понравился? Чем именно? Обоснуйте свой выбор.
      Какие краски использовали авторы?
      Что вы испытываете, глядя на работы своих товарищей?
ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ
2.Орфографическая пауза «Проверяю себя» (устно).
    Задание: вставить пропущенную букву.
С..годня, приш..л, дерев..я,  трещ..ли, талантл..вый, с помощ..ю, чу..ство.
ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ
3. а) Творческое задание «Кому нужна твоя помощь?»
        Подумайте, кому из героев, действующих лиц урока нужна ваша помощь? Чьё здоровье и даже жизнь под угрозой? Окажите герою помощь. Расскажите, что это за помощь и как она может изменить жизнь избранного вами героя?
Б) Словарная работа.
  Чётко произнеси слова, которые в рамочке (с.54 – 55: комната, пришёл, горизонт).
 Составь с ними словосочетания.
Скажи, какое слово  тебе больше всего понравилось? Почему?
 Какие краски ты бы использовал (использовала) для  своего понравившегося слова? Объясни свой выбор.
СИНИЙ ЦВЕТ
4. а) Творческое задание «Конструирование».
    С двумя словосочетаниями составьте  два связанных между собой предложения. Запишите.
 В одном предложении покажите стрелками связи слов.
 Интонационно  правильно  прочитай составленные предложения.
Ходил в лес,  пришёл из школы,  уехала на  каникулы, приехала  с олимпиады.
Б) Релаксация «У водопада».
Сядьте удобно, расслабьтесь. Включите водопад.
Смотрите спокойно на падение воды. Вслушайтесь в него.
Возьмите ручку и выполните творческую работу «Пишу, о чём думаю».
VI. Домашнее задание. Образовать словосочетания (упр.165); творческая работа «Чего я жду от зимы».
VII. Архивирование информации.
       УЧЁБА В ДВИЖЕНИИ. Учащиеся стают в круг и по очереди рассказывают, что нового узнали на уроке.
VII. Оценивание.
VIII. Расставание.
Пусть цепь из крепких звеньев
Запомнится навек.
До встреч в цвету весеннем!
Будь счастлив, человек!



Комментариев нет:

Отправить комментарий