пятница, 12 февраля 2016 г.

Общее представление о частях речи. 5 класс Система уроков по биоадекватной методике

У р о к  1.  Общее представление о частях речи. Речевая подтема: «Осень».

У р о к  2.  Общее представление о частях речи. Местоимение. Речевая подтема «Воспитанность».
У р о к 3. Общее представление о частях речи. Частицы, междометия. Выразительное чтение. Речевая подтема «Сказки».
У р о к  4. Составление высказывания по опорным словам. Речевая подтема «Друзья наши меньшие».
У р о к  5. Повторение пройденного. Речевая подтема «Мультипликация».

Ц е л ь: дать учащимся общее представление о частях речи, формировать целостное мышление; развивать коммуникативный навык, творческие способности учеников; прививать интерес к временам года, заботиться о здоровье  учащихся.
М е ж п р е д м е т н ы е   с в я з и: украинский язык, изобразительное искусство, музыка.
О б о р у д о в а н и е: смайлики, музыка для релаксации, репродукция картины И.Левитана «Золотая осень», цветные карандаши, детские рисунки на тему «Осень».
М е т о д и к а: REAL-метод.
Т и п   у р о к а: урок приобретение новых знаний.
Ф о р м а  у р о к а: урок-путешествие.
Х о д  у р о к а
I. Организационный момент.
1.     Подготовка помещения.
Проветривание.
Символы осени развешены по всему классу.
2.     Встреча с учениками.
      Здравствуйте, дорогие дети. С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Передайте свои эмоции при помощи смайликов. Благодарю вас.
3.     Речевая разминка с грамматическим заданием.
     Из данных предложений составьте текст. Озаглавьте его и выразительно прочитайте, затем перескажите.
        Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шёл неделями. Леса моросили дождём облетевшей листвы.
II. Введение темы, задач урока.
Мотивация учебной деятельности.
        С л о в о   у ч и т е л я. На этот праздник не нужен билет. Кладите краюху хлеба в мешок и пораньше из дома, лучше с самой зарёй. Тогда весь праздник ваш. Вы увидите, как стягивает солнце туманное одеяло с реки, увидите росу на красных осиновых листьях; увидите, как добывает свой хлеб трудолюбивый дятел.
        Не заявляйте о себе криками, приберегите песни. Слушайте тишину, и тогда осень лесная покажет вам всё богатство (В.Песков).
- Какое время года описано? Почему вы так решили?
- Определите речевую тему сегодняшнего урока.
Ø Постановка проблемы урока.
    При помощи каких слов (частей речи) автор так трогательно и бережно описал осень?
III. Объяснение нового учебного материала.
А) Подготовительная часть (проектирование виртуальной модели комфортной зоны мышления).
         Сядьте удобно. Если хотите, прикройте глаза. Сделайте глубокий вдох, выдох. Расслабьте лицо, шею, плечи, руки, спину, ноги. Представьте ваш любимый уголок природы или то место, где вам хорошо и спокойно. Представьте краски, которые окружают вас, прислушайтесь к звукам. Представьте запахи вокруг вас. Представьте над вашей головой солнышко. Почувствуйте его ласковые и тёплые лучи. Они окутывают ваше тело, проникая в каждую его клеточку. Солнечный свет забирает всю вашу усталость, согревает сердечко, дарит радость и здоровье, чувство свободы наполняет вас. Улыбнитесь солнышку, поблагодарите его за заботу.
Б) Основная часть (проектирование виртуальной модели изучаемой информации).
        А сейчас представьте себе, что вы легко и весело идёте по освещённой солнышком тропинке. Тропинка привела вас в сказочный осенний лес. Какой он? Что вы видите? Обратите внимание, к вам навстречу идёт волшебная девушка по имени Осень. Она приглашает вас к себе в гости. Помните праздник, на который «не нужен билет»? Осень показывает вам листья, солнышко, деревья, травку и бросает вам под ноги новое слово – Имя Существительное. Хозяйка обращает ваше внимание на цвет листвы: золотой, багряный, красный, коричневый – и бросает ещё одно слово – Имя Прилагательное.  Осень спрашивает вас: «Что вы здесь делаете?» И вы отвечаете: «Ходим, смотрим, слушаем, любуемся, восхищаемся». Вы употребили слова, имя которым –  Глагол. Посмотрите на деревья. Попробуйте их сосчитать: один, два, тридцать, сто… Только что вы употребили в своей речи Имена Числительные. А кто, спрашивает Осень, пришёл в лес? В ответ раздаётся: я, ты, мы, вы. Это – Местоимение! Как вы чувствуете себя среди осенней красоты? Наверняка, легко, свободно, хорошо. Это – Наречия.  Таким образом, Осень познакомила вас  с самостоятельными частями речи – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие. А попробуйте соединить части речи в словосочетания. Что вы используете при этом? Покажите Осени свои знания:
- листья НА деревьях, хорошо В лесу. НА, В – предлоги;
- любуемся И восхищаемся ЧТО я, ЧТО ты. ЧТО – союз.
- ЧТО ЗА прелесть осень! ЧТО ЗА – частица.
- АХ, как здорово в лесу! АХ – междометие.
    Запомните: предлог, частица, союз – служебные части речи. А междометие – особая группа слов, выражающая чувства восторга, огорчения. Поблагодарите Осень за интересный рассказ о частях речи. Пошлите ей свою любовь. Ваше путешествие подходит к концу.
В) Заключительная часть.
     Теперь каждый, как кому хочется, медленно открывайте глаза. Улыбнитесь друг другу.
IV. Настройка на активность.
Валео-минутка на развитие подвижности тактильной памяти «Белка в лесу».
Сидит белочка рыженькая,
Дарит грибочки рыжики:
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Медведю толстопятому,
Зайчику усатому.
Зайчик на травке сидит низко-низко,
А деревья поднялись высоко-высоко.
Ветер деревья колышет-качает,
То вправо, то влево их нагибает.
Птички над деревьями летят,
А детки за партами красиво сидят.
V. Воспроизведение учебной информации.
Ø Обмен мнениями.
- Получилось ли путешествие? Были ли увидены образы: место покоя, лес, Осень?
Ø Рисование модели образона.
Ø Нанесение учебного материала на нарисованный образ.
Ø Коллективное обсуждение образа-схемы:
А) демонстрация образа учителя;
Б) коллективное обобщение структурированной учебной информации и пошаговое нанесение её на образон;
В) резюмирование понятий, составляющих основу учебной информации:
- имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие – самостоятельные части речи;
-   частица, союз, предлог – служебные части речи;
- междометие – особая группа слов, выражающая чувства восторга, огорчения.
 VI. Закрепление учебной информации.
Выполнение практических заданий. Приобретение навыков.
Ø Работа с учебником. Выполнение упражнений.
А) Прочитать слова-названия предметов (имена существительные). Подобрать к ним с помощью вопросов слова, которые называют признаки предметов (имена прилагательные). Зачитайте сочетания слов (упр.175, устно).
Лес (какой?) прозрачный, грустный, радостный;
небо (какое?) бледно-голубое, печальное, унылое, низкое, серое;
осень (какая?) дождливая, поздняя, золотая;
листья (какие?) последние, багряные, лиловые.
Б) Прочитайте текст (упр.176, с.59).
    Спишите его, вставляя пропущенные слова-наречия. Скажите, какие слова они уточняют и дополняют.
     Осень подкралась (как?) … (Как?) … разукрасила деревья разноцветными листьями. Ещё (когда?) … все берёзы и клёны стояли в золотом убранстве, а (когда?) …  под каждым деревом пёстрым ковром лежат жёлтые, ярко-красные, бурые листья. Пройдёт несколько дней, и в роще станет (как?) … и (как?) …
     С л о в а  д л я   с п р а в о к. Вчера, быстро, уныло, неожиданно, сегодня, пусто.
В) Работа с репродукцией картины И.Левитана «Золотая осень».
 - Что изображено на картине?
- Какие краски использовал художник?
- Какие чувства вызывает у вас данная картина?
- Удалось ли художнику передать красоту осенней природы?
- Хотели ли бы вы что-нибудь изменить в этом пейзаже? Если да, то что именно?
VII. Д о м а ш  н е е  з а д а н и е. Пользуясь памяткой «Как работать над рассказом по картине», описать «Золотую осень» Исаака Левитана.
VIII. Подведение итогов урока. Самооценка.

IX. Расставание. Пожелание всего хорошего.



У р о к  2.  Общее представление о частях речи. Местоимение. Речевая подтема «Воспитанность».
Ц е л ь: углубить знания учащихся о местоимении как части речи, вырабатывать умение определять местоимения в текстах, а также употреблять в речи; развивать коммуникативные умения школьников; работать над обогащением словарного запаса, культурой речи и поведения; заботиться о здоровье  учащихся.
М е ж п р е д м е т н ы е   с в я з и: мировая литература, этика, музыка.
О б о р у д о в а н и е: музыка для релаксации, цветные карандаши, портрет И.Крылова, сборники его басен.
М е т о д и к а: REAL-метод.
Т и п   у р о к а: урок углубления знаний, умений, навыков.
Ф о р м а  у р о к а: урок с элементами сказки.
Х о д  у р о к а
I. Организационный момент.
    Всё ли в порядке у вас, дети? Как вы себя чувствуете?
II. Актуализация опорных знаний.
    Слушание лингвистической сказки.
    Попытались как-то слова построиться. Становились, становились – всё плохо получается. «Без командира нам не обойтись, - поняли слова, - позовём-ка мы Морфологию!»
- Кто обозначает предмет? – спросила Морфология у слов.
- Мы обозначаем предмет.
- А какие признаки у вас есть?
- Род, число, падеж.
 - А что вы умеете делать?
- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь – подлежащим и дополнением.
 - Становитесь под знамя «Имя существительное», - приказала Морфология.
 - Мы обозначаем действие, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемыми! – отрапортовали другие слова.
 - Вы становитесь под знамя «Глагол», - отвечала Морфология. Она собрала и объединила и все оставшиеся слова.
     Так тысячи слов встали под знамёна частей речи, учитывая свои значения, морфологические признаки и синтаксическую роль.
(По В.Бурмако)
 О чём говорится в тексте?
Кто главное действующее лицо?
Кто же стал под знамёна Морфологии?
Что обозначают имена существительные, глаголы?
На какие две группы делятся части речи?
Назовите самостоятельные части речи, служебные.
А что составляет особую группу слов?
III. Введение темы, задач урока.
      Мотивация учебной деятельности.
Ø Лингвистическая минутка.
- Будьте любезны, - обратилось Существительное к Местоимению, - займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило…
     Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливым, Существительные, Прилагательные и Числительные вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители имён такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, а уж некоторые местоимения могут заменить любое Существительное.
Ø Проблема урока. Какие же местоимения заменяют своих начальников?
III. Объяснение нового учебного материала.
А) Проектирование виртуальной модели комфортной зоны мышления.
         Давайте расслабимся, удобно устроимся на месте. Представьте себе поляну. Вы идёте по ней. Почувствуйте, как вам тепло и спокойно. Оглядитесь вокруг. Что вы видите справа, слева, над головой, внизу? Какие запахи ощущаете, есть ли там звуки? Пошлите улыбку и любовь этой чудесной полянке, погуляйте по ней.
Б) Проектирование виртуальной модели изучаемой информации.
          А теперь посмотрите направо. Видите, в траве – необычайный цветок. Подойдите к нему поближе. Узнаёте? Это – цветик-семицветик. Попросите его стать для вас символом местоимения. Посмотрите, какие яркие, разноцветные лепестки цветка. На каждом из них написано местоимение. Вы помните, что друзья местоимения исполняют желания?
         Давайте возьмём первый лепесток цветика-семицветика. Какого он цвета? Потрогайте его. На нём написано «Я». Загадайте ваше желание. А теперь отпустите в полёт «Я» - лепесток и повторяйте со мной волшебные слова для исполнения желания:
Ты лети, «Я» - лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели.
     Запомните, где остановился «Я» - лепесток. Рассмотрите следующий лепесток. Какого он цвета. Там написано «Ты». Загадайте второе заветное желание и отпустите в полёт «Ты» - лепесток. Берём третий лепесток цветика-семицветика. Видите надпись – «Мы». Пусть летит лепесток и исполнит ваше третье желание. Смотрите, у цветика-семицветика есть ещё несколько лепесточков. Какого они цвета? Берите следующие лепестки, запоминайте надписи на них: «Вы», «Он», «Она», «Оно», «Они». Загадайте желания. Пусть все они сбудутся.
В) Заключительная часть.
         А теперь возвращаемся на свои места, в классную комнату. Потянитесь, улыбнитесь.
IV. Настройка на активность.
     Физкультминутка «Изометрическая».
1.     Сидя на стуле, взяться руками за сиденье и с силой потянуть вверх. Сосчитать до 6, отпустить руки.
2.     Надавливать ступнями ног на пол.
3.     С силой сжимать и разжимать кисти рук в кулак.
4.     Скрестить руки за головой, давить на шею, стараясь шеей противодействовать давлению.
     Встаньте, пожалуйста, из-за парт. Покажите, как летели ваши желания-лепестки они исполнили ваши желания? Как они это делали? Молодцы!
V. Воспроизведение учебной информации.
1. Обмен мнениями.
- Получилось ли путешествие?
- Увидели полянку? Цветик-семицветик?
2. Рисование модели образона.
3. Нанесение учебного материала на нарисованный образ.
4. Коллективное обсуждение образа-схемы:
А) демонстрация образа учителя;
Б) коллективное обобщение структурированной учебной информации и пошаговое нанесение на её образон;
В) резюмирование понятий, составляющих основу учебной информации.
VI. Закрепление учебной информации.
     Выполнение практических заданий. Приобретение навыков.
Ø Словарная работа. До отвала, прок, невежда, бранить, вкушать плоды.
Ø Выразительное чтение басни И.А.Крылова «Свинья под дубом».
Ø Работа по тексту.
- Как вы понимаете смысл басни?
- В каких строчках выражена её основная мысль?
- Знаете ли вы людей, которые ведут себя так, как персонажи этой басни? Расскажите об этом.
- Просмотрите басню (упр.182), найдите в ней местоимения.
- С предлогами или без предлога они употреблены?
- Сколько примеров местоимений вы обнаружили?
(Под ним, ей, оно, меня, в нём, я, его, я, от них, ей, ты, тебе, на мне, он, их),
- Выпишите то предложение из басни, в котором больше всего местоимений.
Ø Орфографическая минутка.
Ч..рнила, с помощ..ю, р..сунки, к..р..ндашами, зан..маетесь, к..р..катура, т..пография, тр..вож..т, ж..луди, уч..ные, рассказ..вать.
Ø Проговаривание выученных местоимений.
        У ч и т е л ь. А теперь давайте разучим ещё одну песенку, чтобы наша дружба с новыми друзьями, местоимениями, стала крепкой:
«Я» – крепкая семья.
«Ты» – пусть сбываются мечты.
«Он» – мчится к счастью наш вагон.
«Она» – вы увидели слона.
«Оно» – возьмите шляпы де Боно.
«Они» – другу лучшему звони.
«Мы» – нет зелёной уж травы.
«Мы» – ждём новогодней кутерьмы.
VII. Подведение итогов урока. Оценка учителя.
VIII. Домашнее задание.
1.     Выполнить упражнение 184.
2.     Сочинение-миниатюра «Кого можно назвать воспитанным?»
IX. Расставание.

      С каким настроением уходите из урока? До встречи и новых творческих работ.


У р о к 3. Общее представление о частях речи. Частицы, междометия. Выразительное чтение. Речевая подтема «Сказки».
 Ц е л ь: актуализировать знания учащихся о частях речи, углубить знания учащихся о частицах и междометиях; формировать умение правильно использовать частицы и междометия в речи и на письме; развивать навык выразительного чтения; прививать любовь к народным сказкам.
О б о р у д о в а н и е: образон частиц, диск с релаксационной музыкой, цветные карандаши, учебник, тетрадь.
Т и п  у р о к а: урок усвоение новых знаний.
Х о д   у р о к а
I. Организационный момент.
      Приветствие учителя.
Доброго дня травам росистым.
Доброго дня птицам голосистым.
Доброго дня цветам разноцветным.
Доброго дня солнышку ясному.
Добро дня детям прекрасным!
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
     Морфологическая разминка.
Распределите слова в два столбика. По какому признаку вы это делаете?
          Море, через, голубое, и, что, о, волнуется, ли далеко, мы, разве, пять, на.
    Ответ. Самостоятельные части речи: море, голубое, волнуется, далеко, мы, пять.
    Служебные части речи: и, что, о, ли, на.
- Не желаете ли углубить свои знания о служебных частях речи?
III. Сообщение темы, цели урока.
Проблема урока. Какова роль частиц, междометий в предложении?
IV. Работа по теме урока.
Релаксационное упражнение «Волны».
       А сейчас представьте, что вы купаетесь в ласковом море. Почувствуйте, как приветливо светит солнышко, как вам тепло и хорошо. Посмотрите, что вас окружает на море, что вы видите рядом? Почувствуйте, чем пахнет море.
       Вообразите, что море – это части речи.
       Посмотрите, рядом с вами оказались три маленькие волны. Каждая из них символизирует служебную часть речи – Частицу. Видите, к вам приближается первая волна-частица. На ней большими буквами играет надпись – Отрицательные. Волна окутывает вас и выбрасывает свои частицы: НЕ, ВОВСЕ, ДАЛЕКО НЕ. А вот подкатывает другая волна, которая несёт в себе Вопросительные частицы: ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ. Запомнили? А вот и третья группа частиц – Выделительно-усилительные. Волна просит вас запомнить её частицы: ТОЛЬКО, ЛИШЬ, ПОЧТИ, ВОН, ВОТ, ДАЖЕ, ЖЕ, НИ, ВСЁ-ТАКИ, ТО, ИМЕННО, КАК РАЗ, -КА.
         Почувствуйте, как приятно, когда три волны – Отрицательные, Вопросительные, Выделительно-усилительные – омывают ваше тело. Посмотрите, как волны похожи на мамины руки, как они заботятся о вас. Возьмитесь за руки с волнами. Поиграйте с ними, как вам хочется. Представьте, что волны говорят вам: «Мы любим тебя, мы любим тебя». А теперь и вы ответьте волнам, что любите их.
          Почувствуйте ваши ножки, ручки, голову.
V. Настройка на активность.
Физкультминутка «Чудесные капельки».
Побежали капельки в синеньких сапожках.
Превратились капельки в ручейки-дорожки.
Бежал ручей по камешкам, по камешкам бежал,
Потом в прозрачной лужице лежал, лежал, лежал.
Вот снова он промчался вскачь и громко зажурчал,
Увидел речку – прыг туда и сразу замолчал.
VI. Воспроизведение учебной информации.
1.     Обмен мнениями.
- Удалось ли увидеть море? Что оно символизировало?
- Сколько волн омывало ваши ножки? Что они обозначали?
- Как называлась каждая из волн?
- Назовите отрицательные, вопросительные, выделительно-усилительные  частицы.
2. Словесное рисование увиденной картины.
3. Представление образона учителя.
VII. Закрепление учебной информации.
       Выполнение практических заданий. Приобретение навыков.
1.                     Работа с текстом учебника (упр.103). Выразительное чтение отрывка из русской народной сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
2.                     Обсуждение текста.
- О чём говорится в отрывке?
- Какие действующие лица принимают участие в разговоре?
- Найдите в последнем абзаце текста части речи, назовите их.
Работа в группах.
   Имена существительные: молодцы, горы, горе, пещура, вход, камнем, камень, пещеру, мечи.
Имена прилагательные: добрые, высокой, глубокая, большим, булатные.
Местоимения: я, вас, вы, вы, той, неё.
Глаголы: научу, поезжайте, доедете, отвалите, войдёте, найдёте.
Наречия: прямо, там.
Предлоги: до, в, в, в.
Союзы: а, а, и.
3.     Работа с таблицами учебниками (упр.194). Закрепление знаний
А) о роли частиц в предложении;
Б) о группах частиц.
4.     Работа по культуре речи. Использование частиц на письме и в речи.
А) Прочитать предложение, вставляя в него поочерёдно частицы ли, неужели, вовсе не, даже. Какое значение вносит частица в предложение?
       Мы будем сегодня работать на пришкольном участке.
Б) Вспомните, что выражают междометия. Прочитайте предложения. Найдите и назовите междометия. Какие чувства они выражают? Обратите внимание на постановку знаков препинания.
      1. Ах, как красиво кругом! 2. Ох (ах), как это ужасно! 3. Ой, да тут глубоко! 4. Эх ты! Как же ты забыл? 5. Ура! Наша команда победила! 6. Тс! Не шумите!
В) Игра «Ты –  мне, я –  тебе». Работа в парах.
     В данное предложение один ученик вставляет междометие и читает напарнику, а другой ученик вставляет частицу – и читает напарнику.
      О б р а з е ц. Ой, какая холодная вода! – Разве это холодная вода?
1.     …какая тёплая вода! 2. …как долго! 3. …как страшно! 4. …какой крупный арбуз! 5. …еле добежал.
Ø Массажная гимнастика «По камешкам».
Мы по камешкам идём, свои стопы разомнём,
Чтоб приятное тепло по всем жилкам потекло.
Камни пяточкой поправим, потанцуем по камням.
Под стопой их покатаем. Веселее стало нам!
Спасибо вам, камешки, мы отдохнём
И к вам за здоровьем завтра придём.
VIII. Подведение итогов урока.
Оценка учителя.
IX. Домашнее задание.1. Зарисовать образ урока. 2. Подготовить устный рас сказ о своей любимой сказке. 3. Выполнить упражнение 196.


У р о к  4. Составление высказывания по опорным словам. Речевая подтема «Друзья наши меньшие».
Ц е л ь: формировать умение составлять высказывание по опорным словам; развивать коммуникативные навыки учащихся; совершенствовать навык выразительного чтения; прививать любовь к животным, заботиться о здоровье школьников.
Настанет время, когда человечество
будет гуманным к каждому существу, которое дышит.
Джереми Бентам, 1781 год
О б о р у д о в а н и е: памятка по русскому языку,  мягкие игрушки.
Т и п   у р о к а: урок формирования новых умений.
Х о д   у р о к а
I. Организационный момент.
    Встреча с учениками.
- Добрый день. Примите мою улыбку. Улыбнитесь соседу по парте, другому соседу. Поприветствуйте друг друга
- как хорошие знакомые;
- как миллионеры в своём банке;
- как космонавты из космоса;
- как счастливые люди.
II. Введение темы урока.
1.     Мотивация учебной деятельности.
Ø Слушание рассказа В.Осеевой «Плохо».
     Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
       В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдного? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
- Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
Ø Задания по тексту.
    Определите тип прослушанного текста – повествование, описание, рассуждение.
    Назовите действующих лиц рассказа.
    Ознакомьтесь со схемой строения рассказа.
Что вы определите как вступление рассказа «Плохо»?
    Что можно считать завязкой?
    Развязкой?
    Кульминацией?
    Проблема  урока. В чём особенность отношений человека к братьям своим меньшим?
    Сообщение темы, задач урока.
III. Работа по теме урока.
      КУКЛОТЕРАПИЯ. Возьмите свои любимые игрушки. Пусть они помогут вам почувствовать атмосферу и проблематику изучаемого материала, а также подарят вам покой, комфорт и уверенность в себе.
1.     Работа с учебником.
А) Рассмотрение рисунков (упр.202, с.68).
Б) Беседа:
С кем вы встретились в парке?
С кем вы разговаривали?
Когда вы заметили, что щенок пропал?
Где вы нашли щенка?
Почему бельчонок не убежал от щенка?
Чем закончилась история?
В) Самостоятельная работа. Составление плана высказывания.
     РЕЛАКСОТЕРАПИЯ. Релаксационное упражнение « Корабли».
     Чтобы вы успешно справились с задачами урока, мы отравимся в небольшое путешествие.
     Займите удобное положение. Представьте, что вы на берегу моря. Слышите, постукивают камешки, шуршит песок, ветер играет облаками. Посмотрите вокруг. Что видится вам в этом пространстве? Какие звуки, запахи окружают вас? Порезвитесь в этом месте так, как вам хочется.
      А теперь обратите свой взгляд в море. Показалась какая-то точка. Что это? Может, корабль? Другой, третий… Смотрите, корабли подплывают к вам и подают информацию, как вам работать над рассказом.
 1-й корабль советует вам подумать, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интересен и поучителен;
2-й – напоминает, что надо сформулировать тему и основную мысль рассказа, озаглавить его;
3-й – советует воспользоваться опорными словами к уроку (упр.203, с.69) и составленным вами планом;
4-й – обращает внимание на соразмерность частей рассказа. Наиболее полно в нём должно быть показано главное событие;
5-й – советует выбрать тип речи для описания события воскресного дня;
6-й – рекомендует написать рассказ на черновик, а после проверки и исправлений переписать его.
     Полюбуйтесь кораблями умными, добрыми и грозными. Поблагодарите их и отпустите в далёкое плавание. Проститесь с ними. Пора возвращаться.
IV. Настройка на активность.
     Валеологическая минутка  на расслабление мышц ног «Лошадки».
      Замелькали ваши ножки.
      Вы скачите по дорожке.
      Но внимательнее будьте,
      Что вам делать, не забудьте!
V. Закрепление приобретенных учений, навыков.
   Чтение вслух опорных слов к теме урока «цепочкой».
     Выполнить команду, приносить палку, прыгать через преграду, оживлённо разговаривать, весело смеяться, что-то доказывать, размахивать руками, вспомнить о щенке, броситься искать, громко звать, разбежаться по парку, смотреть с удивлением, пытаться играть, испуганный зверёк, прижаться к дереву, дрожать от страха, сломанная лапка, принимать участие, волноваться, переживать, беспокоиться, оказывать помощь, меленький бельчонок, раненый зверёк.
- Какими советами и рекомендациями вы воспользуетесь для выполнения работы?
     Письмо. Составление высказывания по рисункам с использованием материалов урока.
VI. Итоги урока.
1.     Разрешение проблемного вопроса урока.
В чём особенность отношений человека к братьям своим меньшим?
2.     Чтение и ученический комментарий эпиграфа к уроку.
         Настанет время, когда человечество будет гуманным к каждому существу, которое дышит ( Джереми Бентам).
VII. Д о м а ш н е е   з а д а н и е. Закончить письменную работу. Повторить  пройденный материал о частях речи.
VIII. Расставание.
         Желаю творческого вдохновения, успеха в работе. Интересного рассказа! Поделитесь им с близкими и родными. Всего доброго!


У р о к  5. Повторение пройденного. Речевая подтема «Мультипликация».
Ц е л ь: повторить и систематизировать изученное о частях речи; развивать моно-, диалогическую речь учащихся, их познавательные интересы, целостное мышление; прививать интерес к разным видам искусства.
О б о р у д о в а н и е: компьютерные слайды с заданием к уроку, рисунки учащихся к любимым сказкам и  героям мультипликации, словарь синонимов.
Т и п   у р о к а: урок обобщения и систематизации знаний.
Ф о р м а  у р о к а: урок-игра.
Х о д   у р о к а
I. Организационный момент.
1. Создание эмоционального настроя.
Прозвенел звонок весёлый,
Дружно всех зовёт он в класс.
Интересные задания
Приготовила для вас
Морфология сложна,
Но скажу с почтеньем:
Морфология нужна
Всем без исключения.
Станьте прямо, соберитесь
И друг другу улыбнитесь.
        Мысленно пожелайте друг другу радости и добра. Подарите и мне свои улыбки и пожелания. Спасибо. И я вам желаю здоровья и добра. Давайте сегодня на уроке подарим друг другу радость общения. Я надеюсь, что в конце урока у всех нас будет хорошее настроение.
2.Гармонизация двух полушарий мозга.
    Дети в воздухе пишут горизонтальную цифру 8 (правой, левой рукой, двумя руками вместе).
1.     Мотивация учебной деятельности.
    У ч и т е л ь. Что мы должны всегда помнить на уроке?
    У ч е н и к и. Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, чётко говорим,
Потому что не спешим.
II. Сообщение темы, задач урока.
III. Работа по теме урока.
1.     Просмотр компьютерных слайдов с заданием «Угадай героя мультипликации».
2.     Чтение вслух текста учебника (упр.207, с.70).
3.     Беседа по тексту:
     О чём рассказывается в тексте? Что говорится о героях мультфильмов, что – о создателях мультфильмов?
    К какому типу можно отнести этот текст: повествованию, описанию или рассуждению?
    Найдите повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.
    В словаре синонимов найдите синоним к слову кропотливый, подберите антоним к этому слову.
Ø    Игра «Подскажи словечко» с заданием: добавить (устно) 2-3 слова в каждую строку. Назвать часть речи.
·        Название лица, предмета или состояния (кто? что?) – люди, …
·        Название признака (какой? чей?) – дорогой, …
·        Название числа, количества, даты (сколько? который?) – первое, …
·          Указание на предмет, признак, количество, но без их названия – моей, …
·        Название признака действия (как? когда? где?) – нечасто, …
·        Название действия (что делать? что сделать?) – имеет, …
Ø Игра «Пантомима на сказочного героя».
Ø Дидактическая игра «Установи соответствие».
1 Серебряный                     а) цвет
2 Серебристый                    б) трава
3 Болотный                          в) перстень
4 Болотистый                       г) оттенок
5 Золотой                             д) волосы
6 Золотистый                        е) местность
Ответ. 1 – г, 2 – д, 3 – б, 4 – е, 5 – в, 6 – а.
Ø «Переводчик».
      Їхня праця восени принесла багатий урожай. Класна кімната, оформлена їхніми руками, звеселяла очі. Про їхню екскурсію багато розповідали у школі. Їхні досягнення в навчанні тішили батьків.
      ВАЛЕО-МИНУТКА «Бодрость за одну минуту»
1.  Руки. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони (5 сек).
2.  Щёки. Быстро потрите щёки вверх-вниз (5 сек).
3.  Уши. Потрите уши (5 сек).
4.  Голова. Побарабаньте кончиками пальцев по голове (5 сек).
5.  Плечи. Сожмите руки в кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (5 сек).
6.  Шея. Осторожно погладьте шею спереди ниже кадыка (5 сек). Затем погладьте шею сзади, с боков, сверху вниз (5 сек).
7.  Затылок. Нажмите на затылочную впадину, сосчитайте до трех, отпустите и погладьте (5 сек).
8.  Ноги. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха (5 сек).
Ø Игра «Кто быстрее?». Работа в группах.
     Подберите и запишите украинские соответствия данным служебным частям речи.
Предлоги: вопреки, благодаря, из-за, из-под.
Союзы: но, зато, однако, потому что, прежде чем, как будто бы, что.
Частицы: неужели, пусть, давай, даже, разве, ли.
Ø Минутка для любознательных.
    Назвать частицу по окончании слушания текста.
        А знаешь ли ты, что литературные герои, за удивительными приключениями которых ты с таким увлечением всегда следишь, вовсе не являются выдумкой писателя? Знаешь ли ты, что многие из них существовали в действительности, пили, ели, путешествовали, бились на шпагах, искали сокровища? И необитаемый остров Робинзона существует! А ядро, на котором летал Мюнхгаузен, лежит в витрине его музея!
(По Р.Белоусову)
Ø «Кто сметливее?» Разгадать шараду.
Мой первый слог тягуч и сладок,
Второй – частица, вместе – зверь,
Живу в лесу, на улей падок.
Ну, угадал меня теперь?
(Медведь)
Ø Дидактическая игра «Выбери меня».
       Выбрать из шуточного стихотворения Даниила Хармса «Весёлый старичок» междометия и звукоподражательные слова.
Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
«Хи-хи-хи
Да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо
Да гуль-гуль-гуль,
Ги-ги-ги
Да га-га-га,
Го-го-го
Да буль-буль-буль!..»
Раз, увидев паука, страшно испугался,
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялся:
«Динь-динь-динь
Да трю-трюх!»
А увидя стрекозу,
Страшно рассердился,
Но от смеха на траву
Так и повалился:
«Гы-гы-гы
Ды гу-гу-гу,
Го-гог-го
Да бах-бах!
Ой, ребята!
Не могу!
Ой, ребята, ах, ах!»
IV. Закрепление изученного.
Цифровой диктант
1 – имя существительное. 2 – имя прилагательное. 3 – имя числительное. 4 – глагол. 5 – наречие. 6 – местоимение. 7 – частица. 8 – предлог. 9 – союз. 10 – междометие.
          Из-за, свет, удивительный, Волк, эх, но, они, в, ведут, радуются, себя, пусть, чтобы, мы, возможно, десять, просто, не, огромная, одному, ой.
Ключ.  81211096844679653572310
V.      Итоги урока.
VI. Оценивание.
VII. Д о м а ш н е е  з а д а н и е. Нарисовать своего любимого героя мультипликации, придумать о нём свою занимательную историю.
VIII. Расставание.
Играли, говорили
И части речи повторили.
Вы чуточку устали,
Зато умнее стали.
Здоровья и познания!
До скорого свидания!

ЛИТЕРАТУРА
1.     Б ы к о в а Е.И., Д а в и д ю к Л.В., С н и т к о Е.С. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений с рус. яз. обучения / Е.И.Быкова, Л.В.Давидюк, Е.С.Снитко. – К.: Зодиак-ЭКО, 2005. – 288с.
2.     Б ы к о в а Е.И., Д а в и д ю к Л.В., С т а т и в к а В.И. Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений с рус. яз. обучения / Е.И.Быкова, Л.В.Давидюк, В.И.Стативка. – К.: Пед. пресса, 2006. – 272с.
3.     Н и к и т и н а Е.И. Русская речь: Пособие по развитию связной речи: 5 – 7 кл. – 2-е изд., дораб. / Е.И.Никитина. – М.: Просвещение, 1991. – 192с.
4.     Ноосферное образование – стратегия здоровья / Материалы XXX научно-практической конференции. – Симферополь: издатель ФЛП Лемешко К.А., 2011. – 452с.
5.     П а ш к о в с к а я Н.А. Русский язык: учеб. для учащихся 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений с укр. яз. обучения / Н.А.Пашковская, И.Ф.Гудзик, В.А.Корсаков. – К.:  Освіта, 2005. – 160с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий