Ц е л
ь
А) о б р а з о в а т е л ь н а я:
актуализировать и углубить знания учащихся о тексте, проанализировать образ
муравья; работать над культурой речи;
Б) р а з в и в а ю щ а я: развивать умение
делить текст на части, задавать вопросы по тексту и составлять на них ответы;
стимулировать творческий процесс познания, с помощью основных идей рассказа
И.Мосина «Муравьиный урок» дать толчок к размышлению о чувстве ответственности
за близких и друзей;
В) в о с п и т а т е л ь н а я:
воспитывать доброту, трудолюбие, чувство взаимовыручки, товарищества.
Междисциплинарные
связи: русская литература, психология, музыка, изобразительное искусство,
биология.
Формирование
надпредметных компетентностей: ценностно-смысловой, информационной,
познавательной, творческой, коммуникативной, социальной, автономизационной.
Здоровьесберегающий
аспект урока: активизация целостного (право- и левополушарного) мышления,
разных органов чувств (зрительного, слухового, обонятельного, вкусового,
кинестетического), учебная зона комфортного мышления.
О б о р у д о в а н и е:
аудио запись музыки для работы в зоне комфортного мышления, учебный образон
«Гороховый стручок», мультимедийная презентация по теме урока.
М е
т о д и к а: REAL-метод.
Т и п у р о к а:
урок приобретения новых знаний.
Ф о
р м а у р о к а:
урок-благодарность.
Ход урока
I.
Фонетическая зарядка.
1.1.
Вступительное слово учителя.
Пусть
за окном бушует осень И серость,
будни за окном,
А
мы улыбкою привносим Любовь и
радость в каждый дом.
-
Посмотрите вокруг себя. Какие предметы дарят вам радость и настроение?
-
Какое время года у нас в классе? Что вам больше всего нравится?
1.2. Чтение скороговорки.
Продал
Павел полчетверти четверика
Овса
и пшеницы,
Да
полколпака –
Гороха
и чечевицы.
1.3. Работа с индивидуальной карточкой.
Выразительное чтение.
1) Праздник,
праздничный, счастье, суббота.
2) Учитель,
писатель, берёза, природа.
3) Отнести,
поселились, подставка, серёжка.
4) Собраться,
издавна, иногда, представить.
Вместе:
утрамбовать, ринуться, происшествие, камень, передвинешь, сдвинешь.
1.3. Словарная работа. Толкование значений
слов(с.50)
Утрамбовать
– уплотнить и выровнять.
Ринуться
– стремительно броситься, устремиться.
Происшествие
– событие, нарушившее обычный ход вещей.
Четверик
— единица объёма сыпучих тел; куль в четыре пуда.
1.4.Утренний
настрой на оздоровление.
Мы проснулись, мы
здоровы,
И к работе мы готовы.
Голова ваша светла,
Отдохнула до утра.
Мышцы стали все
сильнее,
Каждый орган –
здоровее.
Нервы крепкие –
стальные,
Как пружинки заводные.
Ноги – руки – всё в движенье –
Вот и снято напряженье.
Влево – вправо повернитесь,
Утру низко поклонитесь:
«Здравствуй,
матушка-природа!
Мы с тобой одного рода,
Друг без друга жить не
сможем,
И друг другу мы
поможем.
Мы – частички, ты и я.
Это значит, мы – семья!»
II. Мотивация учебной
деятельности.
2.1. Сообщение темы, цели урока.
2.2. Проблемный вопрос урока.
Что
значит вовремя подоспевшая помощь?
III. Введение
грамматического материала.
3.1.
Изучение нового материала.
А)
подготовительная часть (проектирование виртуальной модели комфортной зоны
мышления)
А сейчас мы с вами немного отдохнём и
помечтаем. Сядьте, пожалуйста, удобно. Представьте летний жаркий день. Ласково
светит солнышко. Вы в деревне. Идёте узенькой дорожкой по полю. Почувствуйте
запах трав, посмотрите, какие цвета вас окружают. Прислушайтесь к звукам
природы. Обратите внимание, на поле растёт горох. Посмотрите, как он
извивается, почувствуйте его нежные листочки. Представьте, как вы берёте в руки
стручок гороха.
Б)
основная часть (проектирование виртуальной модели изучаемой информации)
Присмотритесь, на нём появляется слово
«текст». Стручок в ваших руках раскрывается, вы видите горошины. Они лежат в
определённом порядке и связаны друг с другом. Каждая горошина пусть будет для
нас образом предложения. Все горошины-предложения связаны между собой по
смыслу. Попросите стручок напомнить вам, что такое текст. Он с удовольствием
вам сообщает, что текст – это совокупность связанных по смыслу предложений,
которые используются для выражения развёрнутой мысли. Прикоснитесь к стручку
гороха, если хотите этого. Вдохните его запах. Полюбуйтесь его формой. Видите,
на горошинах появилась новая информация. На первой горошине читайте надпись –
ЗАЧИН, а на последней – КОНЦОВКА. На средних горошинах надпись – ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ. Вы узнали о строении текста. Что же такое текст?
В)
заключительная часть
Текст
– это совокупность связанных по смыслу предложений, которые используются для
выражения развёрнутой мысли. Части текста – зачин, основная часть, концовка.
Поблагодарите стручок гороха за знания. Поблагодарите это замечательное место
отдыха. А сейчас пора возвращаться… почувствуйте ступни ног… прилив сил к рукам
и ногам… Подвигайте ладонями, плечами… Поверните голову вправо, влево… Я вас
жду!
3.2. Физкультминутка.
По дороге Петя шёл (Ходьба на месте)
Он горошину нашёл, (Упор присев, встать)
А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в
покатилась и пропала. сторону, левую на пояс, повторить в
Ох, ох, ох, ох! другую сторону)
Где-то вырастёт
горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны)
IV. Обсуждение, рисование,
письмо.
4.1. Беседа, составление образона.
А) - Каким было ваше место отдыха?
-
Что чувствовали во время путешествия?
-
Какой образ увидели? Опишите его.
-
Нарисуйте контуры этого образа в тетрадях.
-
Что он обозначал в нашем рассказе?
-
Запишите слово «текст» на вашем рисунке.
-
Что находится внутри стручка? Образом чего они являются?
-
Запишите слово «предложения».
-
О каких знаниях нам напомнил стручок гороха?
-
Какие части выделяют в тексте?
-
Напишите на горошинах «зачин», «основная часть», «концовка».
Б) Показ образона учителя. Проверка
правильности своей работы.
-
Посмотрите на представленный образ. Сравните его со своими рисунками.
Дополните, если вы что-либо пропустили.
4.2. Закрепление информации с помощью
вкусовых ощущений.
- Для того, чтобы лучше запомнить эту
информацию, я вас угощу горошком, который стал образом нашей новой темы.
V. Аудирование.
5.1. Чтение молча текста И.Мосина
«Муравьиный урок» (с.50 – 51)
5.2. Задания:
-
Разделите текст на части, озаглавьте их. Результаты работы запишите в тетради.
-
Что вам понравилось больше всего в тексте? Всё ли вам понятно?
-
Какая главная мысль рассказа? Дайте сжатую характеристику образа муравья. Чем
привлекателен этот образ?
-
В какой части текста раскрыта главная
мысль? Докажите это.
VI. Чтение вслух.
6.1. Чтение текста «Муравьиный урок» вслух
по абзацам и по ролям (последний абзац)
6.2.
Упражнение
для укрепления мышц глаз и усиления зрения.
(Дети сидят на стульях, спина прямая,
ноги ступнями опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы
глаз).
Проведём, друзья,
сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево
посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху
вниз.
Ты, хрусталик, не
сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче
стали,
Смотрим мы по
диагоналям.
Мы не будем циркуль
брать,
Будем взглядом круг
писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
«Папа», «мама», «дом», «трава» –
За окном у нас видна.
Вдаль теперь ты
посмотри.
Что ты видишь там в
дали?
А теперь на кончик
носа.
Повтори так восемь раз
–
Лучше будет видеть
глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем
велят.
Плавно глазками
моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки
приложили.
(Дети закрывают глаза ладонями, держат
так их до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)
Раз, два, три, четыре,
пять –
Можно глазки открывать!
VII. Упражнения.
7.1. Самостоятельное
ознакомление с материалом учебника об умении составлять вопросы к тексту (с.49 – 50).
7.2. Работа
в парах(упр.132, с.61).
- Составьте два вопроса по самостоятельно
прочитанному абзацу текста «Муравьиный урок». На один из них запишите ответ.
7.3. Творческое задание.
(Двигательное
закрепление материала)
Учитель предлагает детям встать и
придумать, как показать образ горохового стручка (взяться за руки). Каждому
предлагается придумать собственный текст (можно использовать пословицы из
упражнения 134).
1)
Где
лад, там и клад. 2) Один за всех и все за одного. 3) Без беды друга не узнаешь.
4) Дружно не грузно, а врозь – хоть брось. 5) Один и камень не сдвинешь, а
миром и гору передвинешь. 6) Как аукнется, так и откликнется.
7.4. Домашнее
задание. Нарисуйте образ стручка с горошинами или придумайте собственный
образ на тему урок. Выполните упражнение 136.
VIII. Итоги урока.
8.1. Итоговая беседа.
-
Что нового узнали? Чему научились?
-
Пригодятся ли знания и умения в жизни?
- Какие
ценности утверждает Игорь Мосин в рассказе «Муравьиный урок»?
- Что
вы узнали о муравьях из дополнительных источников? (Проверка домашнего задания)
8.2.
Ответ на проблемный вопрос урока.
-
Что значит лично для вас вовремя подоспевшая помощь?
8.2.
Оценивание.
Ученики
оценивают работу друг друга. Оценка учителя.
IX. Расставание.
9.1. Поэтическая минутка.
ЕСЛИ МОЖЕШЬ
Если можешь, всегда выручай.
Если можешь, потерь не
считай.
Если можешь, долги
возвращай.
Если можешь, то слабость
прощай.
Если можешь, то гору
сдвигай.
Если можешь, то всё
успевай.
Если можешь, всегда
отдавай.
Если можешь, то мир
озаряй.
Если можешь, кого-то
спасай.
Если можешь, то не
погибай.
9.2. Заключительное слово учителя. Я желаю,
чтобы вы всегда были надёжной опорой для близких, родных, друзей, чтобы никого
не оставляли в беде. Умейте также благодарить за вовремя оказанную помощь.
Возьмите на память о муравьином уроке этот
маленький сувенир (две сплетённые бумажные руки) как символ взаимопомощи.
Ваше сердце доброе и отзывчивое. Оно всегда
готово прийти на помощь. ЭТО ТАК ПРОСТО!
Удачи вам! До новой встречи! Благодарю за
урок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий