пятница, 12 февраля 2016 г.

Памятки по русскому языку. Пособие

Памятка
 как способ формирования компетентной личности


Искусство  обучения не требует
ничего другого, как умелое распределение
времени, предметов и метода.
Я.А.Коменский


      В арсенале любого учителя немало методов, приёмов и форм обучения, которые он использует для формирования ряда компетенций ученика: ценностно-содержательной, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, компетенции личностного самосовершенствования. Все вместе они составляют такое понятие, как компетентность.
      Формирование компетентной личности – актуальная проблема для современного образования. Считаю, что и моё задание как учителя – сформировать компетентную личность, а значит, содействовать успеху ученика в стенах школы и по её окончании в жизненном пространстве.


         Использование памяток (памятка – 1. свод кратких наставлений, правил, сведений о чём-либо, а также книжка, записка, содержащая подобный свод правил; 2. предмет, служащий напоминанием о ком-либо, чём-либо) на уроках русского языка содействует создания условий для развития и самореализации ученика, усвоения им продуктивных знаний, умений, навыков, создаёт ситуацию успеха. Необходимость в их использовании не отпала с внедрением инновационных технологий.

           Любая творческая работа должна соответствовать определённым требованиям. Эти требования, по-моему, и заложены в памятках, к которым мы часто забываем обращаться, потому что считаем, что это – пережиток прошлого. Памятки – один из ключевых способов формирования компетентной личности. Не забываем обращаться к ним!

Содержание

*    Памятка как способ формирования компетентной личности
*    Заповеди читателю
*    Учись слушать
*    Учись вести записи с голоса
*    Как читать газету
*    Как надо работать
*    Как построить диалог
*    Как пользоваться словарём
*    Правила самовоспитания
*    Правила деления слова на слоги
*    Рекомендации к составлению простого плана прочитанного
*    Как готовиться к пересказу (изложению), близкому к тексту
*    Как готовиться к выборочному пересказу (изложению) текста
*    Как работать над сжатым изложением
*    О работе над совершенствованием текста
*    Этапы работы над сочинением
*    Как собирать материал к сочинению
*    Основные правила написания сочинений
*    Требования к сочинению-описанию
*    Схема полного рассуждения
*    Как написать сочинение-миниатюру
*    Как работать над рассказом
*    Как работать с иллюстрацией
*    Как работать над рассказом по картине
*    Алгоритм анализа текста с целью определения его стиля
*    Основные требования к переводу
*    Как подготовить сообщение в научном стиле речи 
*    Как готовиться к устному высказыванию на лингвистическую тему
*    Как читать прямую речь
*    Схема отзыва о прочитанном произведении
*    Технология конспектирования
*    Схема построения рецензии
*    Автобиография
*    Заявление
*    Форма доверенности
*    Составные части протокола
*    Основные правила переписки
*    Оформление письма
*    Как составить тезисы
*    Как подготовить реферат
*    Правила запоминания
*    Как проводить сравнение
*    Как проводить анализ
*    Как проводить синтез
*    Как проводить обобщение
*    Этапы работы над индивидуальным проектом

Заповеди читателю

1.     Определи, о каком времени (эпохе) рассказывает книга, а закончив чтение, установи, как долго протекали события.
2.     Обрати внимание, где (в каком месте, в какой стране) и с кем происходит всё, о чём рассказано.
3.     Если произведение большое, читай его по частям.
4.     Закрывая книгу (даже прочитав часть её), подумай, что запомнилось – взволновало, удивило.
5.     Сравни своё впечатление от чтения сегодня с тем, что испытал в прошлый раз.
6.     Не оставляй без внимания то, что тебе непонятно. Обратись к справочной литературе или к учителю (родителям).
7.     Возвращайся к прочитанному, перечитывай, отмечай понравившиеся мысли, выписывай в читательский дневник.
8.     Дочитав книгу, представь её содержание в целом, вспомнив героев. Реши для себя, хороша ли книга и чем именно. Хотел бы ты ещё читать книги этого автора?

Учись слушать

1.         Приведи в порядок рабочее место – пусть ничто не отвлекает внимание.
2.         Настройся на восприятие материала, прими удобную позу. Помни: когда расслаблено тело, расслабляется и внимание.
3.         Вникни в формулировку темы урока.
4.         Осознай поставленную цель.
5.         Изучи план урока, лекции.
6.         Обращай внимание на интонацию изложения материала учителем, следи за повторами в его рассказах – таким образом учитель выделяет главные, существенные мысли.
7.         Старайся представить услышанное.
8.         Сопоставляй услышанное с уже имеющимися знаниями.
9.         Выдели в услышанном основные мысли, положения, объедини их вокруг темы урока.

Учись вести записи с голоса

1.          Не начинай записывать материал с первых слов учителя, сначала выслушай высказываемую им мысль до конца и пойми её.
2.          Приступай к записи в тот момент, когда учитель, заканчивая изложение одной мысли, начинает её комментировать.
3.          Не старайся записать материал дословно, отбрасывай второстепенные слова, те, без которых не теряется главный смысл.
4.          Сокращай слова, некоторые из них обозначай значками. После сокращений оставляй место, чтобы закончить запись дома.
5.          Старайся писать быстро (не менее 120 букв в минуту).
6.          Если в лекции встречаются непонятные места – оставь место в тетради, после урока уточни их у учителя и запиши.
7.          Используй общие правила написания конспекта.
8.          В ближайшие дни обработай текст конспекта: выправь стиль, расставь знаки препинания, допиши текст, подчеркни главное.
  
Как читать газету

1.     Читать газету надо каждый день. Из неё узнаешь о самых важных событиях, которые происходят в нашей стране и в мире.
2.     Чтение газеты начинать с просмотра главных рубрик и названий всех статей. Это поможет выделить самое важное.
3.     Основательно познакомиться с содержанием первой страницы: здесь печатаются главные материалы.
4.     Внимательно прочитать статьи средних полос, подумать и выделить основные в них. Значение непонятных слов найти в словарях.
5.     Читая газету, использовать географические карты: отыскивать страны, населённые пункты, о которых упоминается в статьях, заметках.
6.     Понравившиеся статьи вырезать, указав название газеты, дату выхода. Они пригодятся при подготовке к урокам, выступлениям на конференциях.

Как надо работать

1.     Прежде чем браться за работу, надо всю её продумать, продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приёмов. Если всё до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работ продумать досконально.
2.     Не браться за работу, пока не приготовлены все приспособления для работы.
3.     На рабочем месте не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться, не суетиться и не искать нужного среди ненужного.
4.     Все приспособления должны быть разложены в определённом, по возможности раз навсегда установленном порядке, чтобы можно всё это находить наобум .
5.     За работу никогда не надо браться круто, сразу, не срываться с места, а входить в работу исподволь.
6.     По ходу работы иногда надо усиленно приналечь: или для того, чтобы осилить что-нибудь из ряда вон выходящее, или чтобы взять что-нибудь сообща.
7.     Работать надо как можно ровнее, чтобы не было прилива и отлива; работа сгоряча, приступами, портит и человека и работу.
8.     Посадка тела при работе должна быть такая, чтобы и удобно было работать и в то же время не тратились бы силы на ненужное держание тела на ногах.
9.     Во время работы надо обязательно отдыхать.
10.Во время самой работы не надо кушать, не пить чай.
11.Если работа нейдёт, то не горячится, а лучше сделать перерыв, одуматься, приняться снова тихо.
12. Во время самой работы, когда дело нейдёт, надо работу прервать, привести в порядок рабочее место.
13. Не надо в работе отрываться для другого дела, кроме необходимого в самой работе.
14. Есть очень дурная привычка: после удачного выполнения работы сейчас же её показать; вот тут надо «вытерпеть»; привыкнуть к успеху.
15. В случае полной неудачи надо легко смотреть на дело и не расстраиваться, начинать снова работу, как будто в первый раз.
16. По окончании работы надо всё прибрать: и работу,  и рабочее место, чтобы, принимаясь снова за работу, можно было всё найти и чтобы самая работа не противила.
  
Как построить диалог с собеседником? Нужно:
  
1)    проявлять интерес к теме, которая обговаривается;
2)    придерживаться темы общения;
3)    учитывать ситуацию и цель общения;
4)    использовать реплики для стимуляции, поддерживания диалога, а также формулы речевого этикета;
5)    аргументировать высказанные тезисы, чтобы быть понятым, убедительным собеседником; учитывать возможность различных взглядов на одну и ту же проблему;
6)    соблюдать следующие правила общения:
не перебивать собеседника; стимулировать его высказать личное мнение; внимательно, заинтересованно и доброжелательно выслушивать реплики говорящего; уметь корректно выразить несогласие с позицией другого так, чтобы не обидеть его; кратко формулировать свою мысль, давая возможность высказаться партнёру по диалогу;
7)    уместно использовать такие средства коммуникации как взгляд, мимика, жесты;
8)    соблюдать структуру и нормы литературного языка.
Как пользоваться словарём 
1.     Слова во всех словарях располагаются в алфавитном порядке.
2.     Значение каждого слова разъясняется в словарной статье.
3.     Если слово многозначно, то разъясняется каждое значение и выделяется цифрой (1, 2, 3 и т. д.).
4.     Если слово имеет омонимы, то оно записывается с индексом (ключ 1, ключ 2, ключ 3).
5.     Над каждым словом стоит ударение, помогающее правильно его произносить.

Правила самовоспитания (по А.Ковалёву)

1.      Подвергай беспощадной критике собственные недостатки.
2.      Поставь разумную цель, не отступая ни при каких обстоятельствах.
3.      Верь в собственные силы и возможности воспитать и исправить себя.
4.      Никогда не откладывай на завтра то, что должно быть выполнено сегодня.
5.      В работе над собой проявляй терпение и мужество.
6.      В работе над собой недопустима разбросанность и торопливость. Придерживайся плана работы.
7.      Строго и неукоснительно придерживайся режима дня.
8.      Не чуждайся совета авторитетных людей.
9.      В работе над собой используй положительный опыт своих друзей.

Правила деления слова на слоги

1.     Согласный, находящийся между гласными, относится к последующему слогу (со – ло – ма, бе – рё – за).
2.     Согласные различной звучности (звонкий и глухой) принадлежат к разным слогам   (сказ – ка, лен – тяй).
3.     К разным слогам принадлежат две рядом стоящие согласные Р, Л, М, Н (воль- ный, гор – ло, кар – ман).
4.     Если между гласными есть две или более согласных, Р, Л, М, Н входят к предшествующему слогу (вель – веет, бан – ка).
5.     Если вторым согласным является j(В, Р, Л, М, Н), он отходит к следующему слогу (ва – ре – нье, зе – лье).
6.     Слог может начинаться с гласной, согласной, сочетания согласных, но не сочетанием «j+согл.». Любой слог, включая первый, может начинаться сочетанием «согл.+j». (вью – га, вью – нок, вью – щий – ся).

Рекомендации
к составлению простого плана прочитанного 
1.      Прочитать (речь идёт о первом чтении) про себя текст, продумать прочитанное.
2.      Разбить текст на смысловые части и каждую озаглавить.
3.      В заголовках кратко передать главную мысль каждого фрагмента.
4.      Проверить, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связаны ли они по смыслу.
5.      Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Как готовиться к пересказу (изложению),
близкому к тексту

1.     Внимательно прочитайте текст; выясните значение непонятных слов.
2.     Ответьте на вопросы, данные в учебнике или предложенные учителем. В случае затруднения перечитайте соответствующие части текста.
3.     Сформулируйте тему и основную мысль текста.
4.     Определите, к какому типу речи относится текст.
5.     Разделите текст на смысловые части согласно плану или составьте план самостоятельно.
6.     Определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в пересказе (изложении).
7.     Прочитайте текст повторно, разделяя его смысловые части паузами.
8.     Закройте книгу. Перескажите соседу по парте свой вариант изложения. Постарайтесь учесть замечания товарища.

Как готовиться
к выборочному пересказу (изложению) текста

1.     Прочитайте текст, выясните значение новых для вас слов.
2.     Определите границы пересказа для раскрытия темы и передачи основной мысли текста.
3.     Перечитайте текст, сделайте необходимые выписки.
4.     Подумайте, какой тип речи будет основным в вашем пересказе (изложении).
5.     Определите, какой стиль речи вы будете использовать.
6.     Составьте план. Учтите, что последовательность вопросов в исходном тексте и выборочном пересказе (изложении) может не совпадать.
7.      Продумайте, как лучше связать части выборочного пересказа (изложения); какие слова, обороты для этого использовать.

Как работать над сжатым изложением

1.     Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.
2.     Установите адресата речи и цель высказывания.
3.     Выделите в тексте главную и второстепенную информацию.
4.     Определите, какие части текста можно объединить, обобщить, убрать.
5.     Составьте план сжатого изложения.
6.     Изложите сжато каждую часть текста по составленному плану.
7.     Перечитайте составленное вами высказывание, обращая внимание на сохранение стилевых особенностей текста, логику и связность изложения, доступность для адресата речи.
8.     При необходимости поработайте над совершенствованием сжатого изложения.

О работе над совершенствованием текста

1.      Читая черновик сочинения в первый раз, основное внимание обратите на содержание написанного. Определите: соответствует ли сочинение теме; высказана ли основная мысль; соответствует ли сочинение составленному плану; соразмерны ли его части (вступление, концовка – 1/3 объёма сочинения, 2/3 – основная часть); не нарушена ли логическая связь между частями сочинения; удачно ли подобраны эпиграф, цитаты.
Заметив погрешности в содержании и композиции сочинения, сделайте на полях соответствующие заметки.
2.      При повторном чтении главное внимание уделите языку написанного, обозначая или исправляя попутно речевые недочёты, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.
3.      В третий раз прочитайте рукопись вслух. Чтение вслух помогает обнаружить незамеченные прежде недостатки: повторения, неблагозвучия и т. д.
4.      Перепишите с черновика, исправив все недочёты. Отложите сочинение на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней), затем перечитайте написанное и снова исправьте.
5.      Перепишите сочинение в соответствии с требованиями к оформлению рукописи.

Этапы работы над сочинением

1.     Анализ темы и определение её границ.
2.     Формулирование основной идеи сочинения и подбор эпиграфа (он необязателен).
3.     Сбор материала или его первичная систематизация в соответствии с темой и идеей сочинения.
4.     Определение жанра сочинения и основного типа речи, который предполагается использовать (повествование, рассуждение, описание).
5.     Составление рабочего плана.
6.     Распределение собранного материала по пунктам плана, продумывание логического порядка изложения мыслей, использование языковых средств связи предложений и частей в тексте.
7.     Создание текста высказывания.
8.     Редактирование и проверка сочинения.
9.     Языковое оформление творческой работы.

Как собирать материал к сочинению 
1.       Собирай материал к сочинению: он поможет тебе сделать сочинение содержательным.
2.       Развивай в себе наблюдательность: замечай характерные приметы, признаки, качества предметов и явлений.
3.       Записывай наблюдения, составляй рабочие материалы – первые наброски твоего будущего сочинения.

Основные правила написания сочинения

1.       Сочинение должно соответствовать заданной теме.
2.       В нём должна быть основная мысль, которой подчинены все рассуждения.
3.       В сочинении должны быть суждения (высказывания, оценки) и обоснования (факты, цитаты, ссылки на мнения авторитетных авторов, логические доводы).
4.      Сочинение состоит из трёх основных частей: вступительной, главной, заключительной.

Требования к сочинению-описанию

1.       Необходимо найти свой подход, замысел, основную мысль, которая сделает сочинение цельным.
2.       Сочинение должно быть последовательным. Нельзя повторять одну и ту же мысль по нескольку раз.
3.       Описание нельзя подменять повествованием.
4.       Помните, что внешность человека, его одежда, манеры характеризуют его, помогают раскрыть его внутренний мир.
5.       Художник, в отличие от фотографа, стремится изобразить самое существенное в человеке, в сочинении важно не перечисление всех компонентов портрета, а умение уловить, что характерно для данного человека, составляет его индивидуальность, главное в нём.

Как написать сочинение-миниатюру

Миниатюра – небольшое по объёму, но целиком законченное и совершенное художественное произведение.
1.       Подумайте над темой. О чём бы вы хотели рассказать?
2.    Помните, что ваше сочинение должно быть небольшим по объёму, но логически завершённым.
3.  Выстройте цепочку мыслей или событий, которые будут происходить в вашем сочинении (составьте план); пересмотрите написанное на предмет последовательности и логики изложения; исправьте ошибки.
4.  Напишите сочинение на черновик.
5.  Проверьте и откорректируйте написанное.
6.  Перепишите сочинение начисто.
7.  Ещё раз проверьте написанное.

Как работать над рассказом

1.Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, дайте заглавие.
2. Отберите нужный материал из ваших воспоминаний или соберите их с других источников.
3. Повторите схему композиции рассказа.
4. Конкретизируя схему рассказа. Составьте план. Укажите в нём вступление, завязку, кульминацию и развязку.
5. Обратите внимание на размеренность частей рассказа. Помните, что детальнее всего в рассказе показано главное событие.
6. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики).
7. Перепишите черновик рассказа. После проверки и исправлений перепишите начисто.

Как работать с иллюстрацией

1.Какой эпизод из художественного произведения отражён художником на иллюстрации?
2. Какие изображены на репродукции персонажи литературного произведения?
3. Какая роль пейзажных картин?
4. Что изображено на переднем и заднем планах иллюстрации?
5. Художественные детали на репродукции.
6. Общий колорит картины.
7. Какие мысли и чувства она вызывает?

Как работать над рассказом по картине

1.     Найдите ведомости о художнике.
2.     Обратите внимание на название картины. Очень часто оно свидетельствует о замысле художника, о том, ради чего картина написана.
3.     Вдумайтесь в содержание картины.
4.     Попробуйте представить, что было до момента, изображённого художником, что будет после этого.
5.     Подумайте, кого, в чём и как вы будете убеждать своим рассказом.
6.     Сформулируйте тему и главную мысль рассказа. Дайте заглавие (название картины и ваше заглавие могут не совпадать).
7.     Обратите внимание на пропорциональность частей рассказа. Помните: главное в нём – содержание картины.

Алгоритм анализа текста с целью определения его стиля

1.      Определите тему текста.
2.      Установите цель создания текста, его функцию (сообщение, общение, воздействие, предписание).
3.      Выясните сферу общения (в какой области жизни используется).
4.     Поясните использование языковых средств (термины, общеупотребительная лексика и т.д.).
5.     Охарактеризуйте синтаксис текста (предложения простые или осложнённые вводными словами, однородными членами предложения, обращениями или нет; каковы они по цели высказывания).
6.     Сделайте вывод о стиле речи высказывания.

Основные требования к переводу

1.      Точность. Переводчик обязан донести до читателя полностью все мысли, высказанные автором. При этом должны быть сохранены не только основные положения, но также нюансы и оттенки высказывания. Заботясь о полноте передачи высказывания, переводчик. Вместе с тем, не должен ничего добавлять от себя, не должен дополнять и пояснять автора. Это будет искажением текста оригинала.
2.      Сжатость. Переводчик не должен быть многословным, мысли должны быть облечены в максимально сжатую и лаконичную форму. Для этого он обязан производить отбор языковых средств для достижения точности и выразительности речи.
3.      Ясность. Лаконичность и сжатость языка перевода, однако, никогда не должны идти в ущерб ясности изложения мысли, лёгкости её понимания. Следует избегать сложных и двусмысленных оборотов, затрудняющих восприятие. Мысль должна быть изложена простым и ясным языком.
4.      Литературность. Перевод должен полностью удовлетворять общепринятым нормам русского литературного языка. Каждая фраза должна звучать живо и естественно, не сохраняя никаких намёков на чуждые русскому языку слова и синтаксические конструкции подлинника.

Как подготовить сообщение в научном стиле речи

1.     Чётко сформулируйте тему сообщения.
2.     Подберите и проанализируйте необходимый теоретический материал (учебники, научные статьи, словари и др.).
3.     Выясните по словарю значения неизвестных вам терминов.
4.     Составьте план сообщения.
5.     Продумайте аргументы, подтверждающие ту или иную точку зрения.
6.     Логично, последовательно, полно изложите свои мысли по теме.
7.     Следите за стилистической правильностью речи.
8.     Подтверждайте теоретические положения понятными, убедительными примерами.
9.     В конце сделайте краткие и чёткие выводы.

Как готовиться к устному высказыванию
на лингвистическую тему

8.    Обдумайте тему и основную мысль высказывания.
9.                 Определите, кому вы будете адресовать своё высказывание и с какой целью.
10.                       Повторите сведения о русском языке, необходимые для раскрытия темы.
11.            Систематизируйте материал: определите в нём главное
и второстепенное, сходство и различие, установите необходимую последовательность изложения.
12.                       Сформулируйте точные ответы на каждый пункт плана, подберите примеры.
13.                       Обдумайте выступление и конец высказывания, переходы от одной мысли к другой, примеры и их объяснение.
14.                       Расскажите вслух по плану подготовленное сообщение в научном стиле сначала с использованием записей, потом без них.

Как читать прямую речь

1.     Излагать события следует с повествовательной интонацией. Прямую речь – произносить так, как обычно говорит человек, передавая интонацией его состояние в момент речи.
2.     Знаки препинания нужно исполнять голосом. При чтении прямой речи на д в о е т о ч и и – значительное повышение голоса / - для привлечения внимания слушателей.
              Т и р е требует повышения и перемены интонации с разговорной (прямая речь) ещё не закончена; на т о ч к е  с  з а п я т о й такое же повышение голоса, но пауза продолжительнее.
             Восклицательный знак требует самого большого повышения; при вопросительном знаке должен ясно слышаться вопрос, для чего следует повышать голос, читая слово под логическим ударением; наконец, на точке голос понижается для передачи окончания речи.

Схема отзыва о прочитанном произведении

1.     Во время повторного просмотра литературного произведения выясните, всё ли вам понятно. Выпишите из текста то, что требует запоминания: даты, имена, названия и т.п.
2.     Определите тему, цель и главных героев произведения.
3.     Подумайте, в какой форме лучше написать отзыв (в виде письма-размышления, ежедневных дневниковых записей, заметки в газету).
4.     Во вступительной части обозначьте название произведения и автора.
5.     Подумайте, чем вас больше всего взволновало произведение, какие герои понравились, а какие нет.
6.     Определите, какие выводы вы сделали, прочитав произведение? Что нового дала вам прочитанная книга? В чём согласны с автором, а с чем можно поспорить?
7.     Советуете ли вы прочитать данную книгу? Кому именно и почему?

Технология конспектирования

Конспект – это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.

1.                Внимательно прочитай текст. Попутно отмечай непонятные места, незнакомые слова, новые имена и даты.
2.                Выпиши на поля значение отмеченных понятий, слов. Наведи справку о лицах, имена которых тебе неизвестные, о событиях, упоминаемых в тексте.
3.                При первом чтении текста необходимо составить простой план его – последовательный перечень основных мыслей автора. При повторном чтении текста следует отмечать, как автор доказывает основные мысли своей работы.
4.                Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.
5.                При конспектировании нужно стремиться выразить мысль автора своими словами, это помогает более сознательному усвоению текста.
6.                При конспектировании важен умелый отбор цитат. Необходимо учитывать, насколько ярко, оригинально, сжато изложена мысль. Цитировать следует те суждения, на которые впоследствии возможна ссылка на авторитетное изложение мнения, вывода по тому или иному вопросу.

Схема построения рецензии

1.     Соответствует ли сочинение теме, своему заглавию.
2.     Какова идея работы и подчинены ли ей все части.
3.     Чётко ли спланирован материал, не нарушена ли последовательность в размещении пунктов плана.
4.     Соответствует ли плану содержание сочинения, а эпиграф – теме.
5.     Насколько убедительно аргументируются суждения, высказанные в сочинении, ссылками на текст художественного произведения.
6.     Соразмерны, пропорциональны ли основные части работы, логически связаны ли вступление, главная часть и заключение; соблюдена ли последовательность и ясность изложения.
7.     Умение использовать цитатный материал.
8.     Наличие обобщающих выводов.
9.     Правильность и точность использования языковых средств оформления высказывания.
10.                       Степень самостоятельности мыслей пишущего в подборе материала, его систематизации и в изложении.

Автобиография 
1.      Фамилия, имя, отчество.
2.      Дата рождения.
3.      Место рождения (полностью, с указанием населённого пункта, района области).
4.      Сведения об учёбе (полное наименование учебного заведения).
5.      Сведения об общественной деятельности.
6.      Сведения о составе семьи (мать, отец).
7.      Дата составления (помещается внизу слева).
8.      Личная подпись (помещается внизу справа).

Заявление

1.                             Наименование адресата, которому направляется заявление.
2.                             Фамилия, имя, отчество, должность или адрес автора заявления.
3.                             Наименование документа (заявление) располагается посередине.
4.                             Точное изложение просьбы (предложение начинать со слова «прошу»).
5.                             Опись прилагаемых к заявлению документов.
6.                             Дата подачи заявления располагается внизу слева.
7.                             Личная подпись подающего заявление располагается внизу справа.

Форма доверенности 
1.        Наименование документа.
2.        Фамилия, имя и отчество (иногда должность) доверителя.
3.        Фамилия, имя и отчество доверенного лица.
4.        Содержание доверенности (что конкретно доверяется); сумма пишется цифрами и в скобках прописью.
5.        Подпись доверителя.
6.        Дата выдачи доверенности.
7.        Наименование должности и подпись доверителя.
8.       Дата удостоверения подписи и печать.

Составные части протокола

1.       Наименование документа и его номер.
2.       Наименование конкретного собрания, заседания и т. п.
3.       Дата его проведения.
4.       Сведения о количестве присутствующих.
5.       Фамилии и инициалы председателя и секретаря собрания.
6.       Повестка дня (перечисляются вопросы, при этом каждый из них записывается с новой строки; в повестке дня не должно быть пункта «Разное»).
7.       Текст протокола (1. Слушали. 2. Выступили. 3. Постановили).
8.       Подписи председателя и секретаря собрания.

Основные правила переписки

1.      Мысли выражай сжато, точно и ясно.
2.      Добивайся живости и выразительности речи.
3.      Тон письма должен быть вежливым.
4.      Будь внимателен к адресату и его вопросам.
5.      Сначала изложи то, что прямо относится к лицу, которому пишешь, а затем сообщи то, что касается тебя самого или других лиц.
6.      Старайся писать о себе мало и кратко, о других – больше и подробнее.
7.      Стремись писать об интересных фактах и событиях.
8.      Обязательно отвечай на полученное письмо своевременно.

Оформление письма

1.       Дата.
2.       Обращение к адресату. Варианты: Добрый день. Здравствуйте. Уважаемый. Дорогой. Любимый.
3.       Начальные фразы. Варианты: Письмо Ваше получил. Бесконечно благодарны. С волнением прочитал Ваше письмо.
4.       Содержание письма – изложение событий, логическое развитие мыслей.
5.       Концовка. Пожелание, просьба, приглашение, поздравление. До свидания. До скорой встречи. Непременно напиши. Очень скучаю по тебе. Крепко обнимаю.
6.       Имя автора письма (адресанта).
7.       Возможна приписка P.S. – посткриптум – после написанного.

Как составить тезисы

Тезис – положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.

1.     Познакомься с содержанием материала, обрати внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка тебе поможет в работе.
2.     Разбей текст на смысловые блоки (с помощью плана или подчёркиванием).
3.     Определи главную мысль каждой части.
4.     Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте.
5.     Тезисы прономеруй – это позволит сохранить логику авторских суждений.
6.     Отделяй пробельной строкой один тезис от другого – это облегчит последующую работу с ними.

Как подготовить реферат

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т. п.

1.     Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с её содержанием.
2.     Пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки.
3.     Составь план реферата.
4.     Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, напиши реферат, в заключении которого обязательно вырази своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.
5.     Прочитай текст и отредактируй его.
6.     Правильно оформи реферат: на титульном листе укажи тему реферата, сведения о себе. Текст напиши на одной стороне машинописного листа, начни с плана, не забудь оставить широкие поля. Не пользуйся сокращениями. В конце реферата приведи список литературы, укажи автора книги, её название, издательство, год выпуска. Оставь два чистых листа для написания рецензии.

Правила запоминания

1.     Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание.
2.     Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.
3.     Удели особое внимание структуре материала,  уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.
4.     Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не надо.
5.     Произнеси несколько раз новые слова, даты.
6.     Проговори вслух формулировки выводов, законов.
7.     Воспроизведи весь материал по плану.

Как проводить сравнение

Сравнить – поставив рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

1.       Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?
2.       Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.
3.       Выдели существенные признаки каждого предмета.
4.       Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.
5.       Выясни все признаки сходства и различия объектов.
6.       Найди и объясни причины сходства и различия.

Как проводить анализ

Анализ – процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.

1.                  Мысленно расчлени объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определённое функциональное значение.
2.                  Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.
3.                  Подумай о причинах такого разделения на блоки.


Как проводить синтез

Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

1.                              Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?
2.                              Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.
3.                              Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.

Как проводить обобщение

Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.

1.                   Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.
2.                   Определи их сходство.
3.                   Установи связь между ними.
4.                   Сформулируй общий вывод.



Этапы работы над индивидуальным проектом

1.     Выберите тему.
2.     Найдите себе руководителя, помощников.
3.     Определите цель (для чего вы работаете именно над этой проблемой).
4.     Продумайте сферы использования своего проекта.
5.     Соберите и обработайте информацию по теме (наблюдения, работа с литературой, анкетирование, эксперимент и т.д.).
6.     Составьте план работы.
7.     Найдите или самостоятельно выполните иллюстрации, рисунки, схемы, придумайте ребусы, кроссворды, загадки, пословицы и др.
8.     Сделайте вывод, в котором обобщите результаты своей работы над проблемой.
9.     Позаботьтесь об оформлении своей работы.
10.                       Примите участие в коллективном обсуждении вашей деятельности, оцените усилия, использованные возможности, творческий подход.

Комментариев нет:

Отправить комментарий